Нейролингвист Татьяна Черниговская в Воронеже: «Много конкретики губит мозг»


Исследователь объяснила воронежцам, почему вместо запоминания массы фактов лучше воспользоваться Google.

Лекция биолога и лингвиста Татьяны Черниговской прошла в воронежском Доме творчества детей и молодежи в субботу, 30 мая. Исследователь рассказала о секретах человеческого мышления на пятилетнем юбилее Школы эффективных коммуникаций «Репное». По словам Татьяны Черниговской, человечество уже пережило слом цивилизации и должно перестроить систему образования и оценки знаний.

Мозг – не компьютер

– Человеческий мозг часто сравнивают с компьютером. Просто потому, что у нас нет пока более совершенной модели. Но мозг – это сложнейшая сеть аналоговых компьютеров. Один обрабатывает факты, другой «зыбкую» информацию и так далее. Когда кулинар советует «немножко помешать» блюдо, что он имеет в виду? В каких частотах измеряется «варить до готовности» и «посолить по вкусу»? Хочу посмотреть на безумца, который попытается вывести алгоритм. Однако большую часть данных мы получаем в таком виде. Человек, собиравший цветы, получит тот же объем информации, что и читающий книгу. Поэтому, мы должны отказаться от представления информации как потока нулей и единиц.

Не существует «аналитического» и «творческого полушарий»

– Считается, что есть люди «левополушарные». У них высокий IQ и порядок с математикой. Люди с развитым правым полушарием мозга – художники, музыканты, поэты. На самом деле мозг делится на тысячи участков. Творчество и аналитика всегда смешаны. Художники-пуантилисты могли сосчитать, сколько точек краски нужно положить на квадратный сантиметр холста, чтобы за семь метров он выглядел как цветок сирени. Это структурная работа. Математику тоже нельзя противопоставлять творчеству. Ведь не понятно, о какой математике идет речь – об арифметике или стереометрии.

Система образования устарела

– Мы не можем делать вид, что после Ньютона ничего не было. Но также мы не можем оставлять детей в школе на 16 лет. В детстве мозг человека пластичен, но большие дозы конкретных данных загубят его. Мы рискуем получить поколение профанов, или зацикленных на своей специализации людей. Мы либо должны вырезать куски из школьной программы, либо изменить систему образования. Зачем мне, например, знать, когда Наполеон женился на Жозефине, если я могу за минуту найти это в Google. Современная система проверки знаний чудовищна. Она напоминает карикатуру, где учитель говорит животным – слону, рыбе, обезьяне: «Сейчас мы объективно проверим ваше умение залезать на дерево».

Мозг нужно заставить работать

– Человеку нужна рутина, чтобы не думать каждый раз, как чистить зубы. Но в ней мозг перестает думать. Без работы мозг атрофируется, как мышцы без нагрузки. Для пожилой женщины нагрузкой могут быть кроссворды, для ученого – решение теорем или расшифровка шумерской письменности. Умственная работа восстанавливает нервные клетки. Они образуются из стволовых клеток, которые находятся в гиппокампе, участке, отвечающем за переход кратковременной памяти в долгосрочную. После нашей лекции мозг как у вас, так и у меня, изменится. Работа мозга напоминает джазовую импровизацию. Музыканты, которые могли не видеться раньше, собираются, прислушиваются другу к другу и начинают играть вместе. Нет внутреннего «гомункула», который управляет вами.

Справка РИА «Воронеж»

Татьяна Черниговская – доктор биологических и филологических наук, профессор СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований. Специалист в вопросах нейронауки и психолингвистики. Заслуженный деятель высшего образования и науки РФ. Член Совета по науке и образованию при Президенте РФ, участник межведомственной рабочей группы «Приоритетные и междисциплинарные научные исследования».

Источник: riavrn.ru