Школа «Репное» попала в закулисье


DSC_2221.JPGПочему первая постановка «Травиаты» Джузеппе Верди в 1853 году провалилась? Как выглядели балетные туфли и трико великого артиста балета Рудольфа Нуреева? Где у театра трюм? На все эти вопросы репнинцы получили ответы в рамках необычного выездного семинара. Он прошел 23 ноября в московском театре «Геликон-опера». Этот год для Школы праздничный, десятый: самое время пробовать новые форматы просветительских встреч и формировать новые традиции.


23 ноября около 60 слушателей и выпускников ШЭК «Репное» приняли участие в семинаре, который прошел в новом для Школы формате. Гостей из Воронежа принял в своих стенах московский музыкальный театр «Геликон-опера».

DSC_2402.JPG

Погружение в мир оперной музыки началось с экскурсии по театру. «Геликон-опера» - довольно молодой театр: 10 апреля 2020 года ему исполнится 30 лет. Однако у него уже есть собственные богатые традиции, своя интереснейшая история и свой зритель. Неудивительно, ведь у истоков театра стоят такие известные люди, как режиссер Дмитрий Бертман и дирижер Кирилл Тихонов, которые посвятили музыкальному театру всю свою жизнь.

DSC_2492.JPG


Труппа включает в себя более 500 человек, и почти все артисты хора имеют дипломы дирижеров и хормейстеров. За сезон на сцене театра играют более 200 спектаклей.
 
DSC_2548.JPGХудожественный руководитель «Геликон-опера» и народный артист России Дмитрий Бертман поставил более 100 спектаклей на родине и за рубежом. Его постановки известны в Австрии, Германии, Финляндии, Италии, Испании и других странах.

Уникален театр и с точки зрения конструктивных особенностей: весь большой зал «Стравинский» находится ниже уровня земли. Это произошло потому, что амфитеатр был построен во внутреннем дворике усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых на Большой Никитской улице, прямо в котловане. А трюм – техническое помещение, из которого управляют движением частей сцены – находится на глубине 20-25 м от голосников. «Мы не используем микрофоны, в зале естественная акустика», - с гордостью рассказывают сотрудники театра.

Показали репнинцам и анфиладу усадьбы – несколько парадных комнат, сохранивших красоту интерьеров XIX века. В одной из них была представлена экспозиция, посвященная памяти великого артиста балета, балетмейстера, коренным образом изменившего принципы балетной школы – Рудольфа Нуреева. Она называется «Гримерная Рудольфа Нуреева» и представляет собой постеры и плакаты его выступлений, а также собрание личных вещей легендарного артиста – грим, трико, шарфы, фотографии, авиабилеты и даже именные балетки.

DSC_2623.JPG


Следующий этап погружения – лекция музыковеда, доктора искусствоведения, проректора Российской академии музыки им. Гнесиных Дины Кирнарской об опере, которую воронежцам предстояло услышать в конце дня, - «Травиате» Джузеппе Верди. Сессия называлась «Женщин больше нет» и описывала ту глубокую связь, которая существует между женщинами прошлых столетий и дня сегодняшнего, а также причины, по которым шедевр Верди остается актуальным все эти годы.

DSC_2633.JPGКроме того, лекция затронула важные аспекты оперного жанра и особенностей его восприятия. Так, самый первый показ «Травиаты» в венецианском «Ла Фениче» оказался провальным, но вовсе не из-за того, как принято считать, что это была новаторская опера о падшей женщине в современных, непривычных костюмах. «Главная героиня никого не шокировала, и дело было не в современных костюмах, тем более что на премьере певцы были одеты в костюмы эпохи Людовика XIV. Все гораздо проще: оперу провалили вредные певцы. А спустя год она была поставлена в той же Венеции с большим успехом», - отметила Дина Кирнарская.

Действительно, дилемма главной героини Виолетты «любовь или свобода» остается актуальной и сегодня. И после спектакля по опере «Травиата» становится ясно, почему музыку Верди, написанную более полутора столетий назад, продолжают воспринимать как поп-шедевр и каким образом эта опера говорит о том, в чем мы порой стесняемся признаться самим себе. Роскошные костюмы, поющий и танцующий хор, нежная Виоллетта, в конце спектакля фактически возносящаяся на небеса как святая, страстный Альфред и слишком поздно раскаявшийся Жорж, попросивший возлюбленную своего сына о чересчур большой жертве. И в центре – идея о женщине, которая поступается своей любовью ради другой, незнакомой, а по сути – ради идеи о свободе, за которую не приходится платить слишком дорого. Так лекция позволила сквозь призму «Травиаты» лучше понять современных людей и XXI век, в котором нам довелось жить.

DSC_3153.JPG